Автотехническая экспертиза вопросы | Автотехническая экспертиза
Автотехническая экспертиза в САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ЦЕНТРЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ (СПбЦСЭ) проводится в следующих случаях:
- Когда Заказчиком автотехнического исследования является Суд. В таком случае автотехническая экспертиза проводится на основании вынесенного судьей Определения о назначении судебной строительно-технической экспертизы;
- Когда Заказчиком автотехнического исследования является Следственный орган. В таком случае автотехническая экспертиза проводится на основании вынесенного следователем Постановления о назначении судебной строительно-технической экспертизы.
- Когда Заказчиком автотехнического исследования является физическое или юридическое лицо в досудебном порядке. В таком случае автотехническая экспертиза проводится на основании заключенного Договора между Заказчиком и СПбЦСЭ.
Вопросы (вопросы автотехнической экспертизы), поставленные перед автотехническим экспертом в судебном порядке, либо перед автотехническим специалистом в досудебном порядке — могут быть различны в зависимости от конкретного дела, но именно к их постановке необходимо отнестись максимально ответственно, так как эксперт/специалист отвечает строго на поставленные вопросы, поэтому чем больше Ваши вопросы будут конкретными, правильно направленными и корректными, настолько полным и максимально детальным будет заключение эксперта!
Ниже мы приведем перечень наиболее распространённых вопросов автотехничсекой экспертизы:
- Определить техническое состояние транспортного средства, а также наличия причинно-следственной связи между его состоянием и возникновением ДТП (неправильная регулировка или неисправности тормозной системы, рулевого привода, подвески, системы освещения и сигнализации и пр.)?
- Определить наличие технической возможности обнаружения и устранения технической неисправности до момента возникновения ДТП?
- Определить наличие технической возможности предотвращения ДТП;
- Определить скорость и траекторию движения транспортных средств и других участников ДТП в период, предшествующий ДТП, и в момент его возникновения?
- Определить состояние проезжей части и обочины, наличия и мест установки технических средств регулирования (дорожных знаков, светофоров, разметки) и их эксплуатационного состояния?
- Определить взаиморасположение всех участников ДТП в момент, соответствующий технической возможности предотвращения происшествия?
ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ: Данный перечень вопросов автотехнической экспертизы носит ознакомительный характер; Данные вопросы подлежат корректировке их формулировки в зависимости от конкретно рассматриваемого дела.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ — обладает квалифицированным составом автотехнических экспертов, являющихся профессионалами своего дела!
Ведущий судебный автотехнический эксперт СПбЦСЭ — Михайлов Станислав Владимирович; Имеет высшее техническое образование (Диплом ВСВ 0215762, выданный Военно – транспортным университетом железнодорожных войск Российской Федерации, рег. № 361 от 19 июня 2004 года), экспертная специальность: «Эксперт по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств» (Диплом о профессиональной переподготовке ПП № 777652, рег. № 136-11/06), стаж работы по специальности 19 лет, стаж экспертной работы более12 лет; Опыт участия в качестве эксперта в судах всех инстанций.
Для проведения судебной автотехнической экспертизы Вам необходимо связаться с нами по телефону +7 (812) 9629100 или по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. максимально описав нам Вашу ситуацию. Исходя из представленной информации мы подготовим Вам Гарантийное письмо для представления в судебные/следственные органы, с указанием стоимости и сроков данной экспертизы, а также с указанием сведений о квалификации автотехнического эксперта, которому может быть поручено проведение судебной автотехнической экспертизы.
Для проведения автотехнического исследования (досудебного/внесудебного) Вам необходимо связаться с нами по телефону +7 (812) 9629100 или по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. максимально описав нам Вашу ситуацию. Исходя из представленной информации мы подготовим Вам перечень вопросов, которые максимально будут охватывать именно Вашу сложившуюся ситуацию. После согласования перечня вопросов с Заказчиком происходит процедура заключения Договора, после подписания которого начинается производство автотехнического исследования.
Ждем Ваших обращений, будьте в руках профессионалов!
Судебная автотехническая экспертиза при ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП :: BusinessMan.ru
Скоростная жизнь диктует определенные правила, по которым автомобили перемещаются по дорогам, но дорожно-транспортные происшествия стали уже почти привычным явлением в современной жизни.
При серьезном ДТП важно выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Обычные процедуры предусматривают осмотр места происшествия, опрос свидетелей и различные диагностические мероприятия.
Основным видом исследования является автотехническая экспертиза при ДТП. Она проводится при невозможности выяснить детали происшествия либо для их уточнения.
Экспертиза включает в себя несколько видов процедур. Каждая из них проводится по своим основаниям и исследует разные аспекты ДТП.
Исследование обстоятельств происшествия
В процессе экспертизы могут быть рассчитаны параметры движения во время ДТП, а также проведен анализ действий водителя.
Специалист, который организует исследование, должен ответить на множество вопросов, поэтому экспертиза обстоятельств – довольно трудоемкий процесс, требующий опыта и знаний.
Только эксперт в силах восстановить картину событий, которые происходили как во время ДТП, так и предшествовали возникновению опасной ситуации.
Часто при помощи данного исследования устанавливается вина или невиновность участников происшествия. Автотехническая экспертиза при ДТП и ее результаты становятся единственным доказательством в суде при невозможности установить истинное положение дел во время аварии. Она позволяет установить следующее:
- Скорость автотранспортного средства в момент ДТП. Определяется по тормозному пути. Учитывается его длина и время, которое понадобилось для полной остановки машины.
- Удаленность автомобилей (автомобиля и пешехода) друг от друга и от других объектов непосредственно перед аварией. Производится замер расстояний.
- Возможность предотвращения ДТП по техническим показателям.
- Определяется момент возникновения предпосылок аварии. Учитываются все обстоятельства, которые создали опасную ситуацию. Автотехническая экспертиза при ДТП подразумевает проведение расчетных схем, моделирование момента и эксперимент.
- Устанавливаются возможные и реальные действия водителя, которые повлияли на исход дорожно-транспортной ситуации.
- Условия возникновения опасной зоны. Исследуются все не зависящие от участников происшествия, обстоятельства, включая состояние дорожного покрытия и нарушения правил проведения ремонтных работ на проезжей части.
Данный вид диагностических мероприятий взаимосвязан с другими типами исследований в области ДТП, так как автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП) проводится только комплексным методом.
Исследование технического состояния автомобиля
Экспертиза является составляющей частью основного исследования обстоятельств и проводится с учетом особенностей транспортного средства. Уточняются имевшиеся до ДТП неисправности и их влияние на дорожную ситуацию, а также основные характеристики ТС.
Диагностика технического состояния предполагает осмотр узлов машины, а также соответствие заявленных параметров указанным в документах.
- Экспертиза двигателя, коробки передач, приборов и кузова. Осмотр на наличие повреждений и установление времени их возникновения.
- Если автомобиль имеет заводской дефект или повреждения возникли в процессе эксплуатации, эксперт выясняет, стало ли это причиной ДТП.
- Повреждения, возникшие в результате столкновения (наезда), также подвергаются такому исследованию, как экспертный анализ ДТП. Автотехнические экспертизы в этих случаях выявляют, с каким объектом произошло столкновение, а также характерные неисправности.
- Специалист должен определить степень влияния повреждения на возникновение происшествия.
Трасологическое исследование
Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.
Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.
Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.
Инженерно-психологическое исследование
Во время экспертизы происходит оценка психологического равновесия водителя, как общего, так и предполагаемого, во время ДТП. Эксперт тщательно изучает эту составляющую в силу того, что результаты могут существенно повлиять на исход судебного расследования.
В том случае, если водитель мог предотвратить аварию, вовремя среагировав на препятствие или занос, суд может признать его виновным в происшествии. При рассмотрении уголовного дела выносится обвинительный приговор, решение по гражданскому иску предполагает лишение водительского удостоверения.
Исключительные обстоятельства аварии, которую невозможно было предотвратить, позволяют признать водителя невиновным в происшествии. Суд учитывает при этом наличие пострадавших и другие обстоятельства.
События и параметры для исследования
Проведение автотехнической экспертизы при ДТП запрашивает заказчик – следователь, суд, физические или юридические лица. Для осуществления диагностических мероприятий привлекаются независимые специалисты, которые смогут объективно оценить ситуацию. По результатам выносится заключение эксперта, которое затем может быть использовано в суде.
Исследование проводится в следующих случаях:
- Споры о виновности одной из сторон ДТП или иски по незаконному обвинению в совершении дорожного происшествия.
- Уточнение схемы аварии.
- Оценка ущерба, нанесенного транспортному средству (для страховой компании).
- Предпродажная экспертиза.
Для того чтобы получилась более ясная картина ДТП, эксперты исследуют такие параметры:
- Видимость.
- Обзорность.
- Дорожные условия и обстановку.
- Помехи движению.
- Опасные зоны и наличие аварийной обстановки.
Исследуя каждый из пунктов, специалист может создать трехмерную модель аварии.
КАСКО и ОСАГО
Автотехническая экспертиза после ДТП проводится в большинстве случаев для страховой компании. По общепринятым правилам страховщик осматривает автомобиль на наличие повреждений и, если имеет место страховой случай, выплачивает определенную сумму. Практика показывает, что компании часто занижают количество денежных средств, которые получит автовладелец.
В этом случае у получателя есть возможность обратиться в суд за назначением независимой экспертизы технического состояния автомобиля.
Есть другой, более короткий путь взыскания страховых денег. Опытные юристы советуют заранее провести оценку повреждений и уведомить страховщика о месте и времени процедуры. Затем автовладелец со всеми документами, в том числе с заключением эксперта, обращается в страховую компанию для получения выплат.
Если есть пострадавшие в ДТП
Потерпевшие или родственники обращаются в суд для возмещения ущерба здоровью. В этом случае должны быть проведены и автотехнические исследования, и экспертизы судебно-медицинского характера, которые не только определят степень тяжести нанесенного здоровью вреда, но и сделают заключение о действиях водителя в ДТП.
В документе не определяется, был ли у водителя прямой умысел на совершение дорожного преступления и виновен ли он. Результаты могут только указывать на обстоятельства, которые впоследствии влияют на исход дела.
Кто проводит исследования
Во время судебного расследования независимую экспертизу могут заказать следователи и судьи, как отмечалось ранее. Если же автовладелец обращается к специалисту самостоятельно, ему стоит уточнить, зарегистрирован ли эксперт (или экспертная компания) в Министерстве юстиции, и какой идентификатор ему присвоен. На проведение исследований обязательно должна быть лицензия, иначе заключение будет недействительным.
Сервисный центр, в котором обслуживается и ремонтируется автомобиль после ДТП, являясь заинтересованным лицом, не может производить автотехническое исследование. Экспертиза также не проводится частными лицами, не владеющими соответствующими навыками и инструментами.
В конечном документе должны быть указаны все обстоятельства (явные и предполагаемые по расчетным формулам), которые стали причиной происшествия. Заключение с неполной информацией может существенно ухудшить положение автовладельца и повлиять на исход дела. В практике довольно часто втречаются назначения повторной экспертизы, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.
Вопросы и исходные данные
Существуют вполне определенные вопросы автотехнической экспертизы после ДТП, на которые специалист должен ответить в процессе исследования. Также имеется перечень необходимых данных, предоставляемых эксперту для работы.
Базовые данные:
- Марка и модель автомобиля (ТС), его состояние, число пассажиров.
- Вид дорожного покрытия (сухой асфальт, лед, грязь и т. д.).
- Тормозной путь – наличие, длина, время полной остановки.
- Точка ДТП.
- Скорость автомобиля (или нескольких ТС) до аварии.
- При наезде на пешехода – характер наезда, какой частью автомобиля он был совершен. Видимость и угол обзора для участников ДТП.
- Столкновение двух и более ТС – угол, под которым передвигались автомобили. На сколько градусов произошло смещение ТС после происшествия.
- Действия водителя в момент аварии.
- Замеры расстояния, на котором находились объекты перед происшествием и во время него.
- Авария во время обгона – скорость потока и пострадавших ТС, количество автомобилей на полосе движения, действия водителей.
Судебная автотехническая экспертиза ДТП должна предоставить ответы на следующие основные вопросы:
- Расчетная скорость ТС на базе соответствующих замеров тормозного пути
- Расстояние, на котором находились объекты друг от друга в начале. Если был совершен наезд на пешехода, который переходил дорогу — как далеко находился автомобиль в тот момент, когда пешеход начал пересекать проезжую часть. При столкновении на перекрестке – как далеко располагалось ТС1 от ТС2, начинающего въезд на пересечение дорог.
- Мог ли водитель предотвратить ДТП путем своевременного торможения либо другими технически возможными действиями? Была ли возможность избежать происшествия, если бы водитель вовремя отреагировал на опасную ситуацию?
- Какие действия участников происшествия соответствуют правилам дорожного движения, а какие – нет.
- При обгоне – расчет безопасного расстояния между автомобилями для совершения обгона в заданных условиях
Закон
Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы которой решены в полном объеме, будет являться неоспоримым доказательством в рамках судебного расследования.
Порядок назначения специального исследования закреплен в КоАП РФ, ст. 26.4. В ней сказано, что эксперт, проводящий диагностические мероприятия, предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Поэтому при назначении экспертизы следует указать название компании или Ф.И.О. специалиста, который будет этим заниматься, чтобы при необходимости было кого привлекать.
Перед тем как отправить материалы на исследование, суд обязан ознакомить с ними участников процесса. Они имеют право дополнить указанные в направлении вопросы, на которые автотехническая экспертиза при ДТП обязана дать ответы.
Заключение в суде имеет относительную значимость, если экспертиза проводилась по инициативе сторон. Назначенная самим судом, она должна быть принята к изучению. В том случае, если суд с заключением не согласен, позиция должна быть мотивирована.
Пример
Какие вопросы можно ставить перед экспертом, если они не выходят за рамки его компетенции (на примере бокового столкновения ТС):
- Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители (перечень статей) ТС?
- Установить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения и относительно проезжей части.
- Время и скорость движения ТС1 (выезжающего с прилегающей территории) до возникновения опасного момента.
- Имел ли возможность водитель ТС1 путем экстренного торможения предотвратить столкновение, если его скорость была допустимой для движения в жилой зоне?
- Определить скорость ТС2 перед началом торможения, исследуя длину тормозного пути и расстояние, на которое было перемещено в момент столкновения ТС1.
- См. п.4 для водителя ТС2 и движения с допустимой скоростью по проезжей части
Для математических расчетов длины тормозного пути, дальности расположения и скорости существуют сложные формулы, в которых за исходные данные берется информация из предоставленных эксперту документов.
Оценка ущерба
На основании заключения, которое дает автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, не только определяется виновность одной из сторон в происшествии, но и рассчитывается нанесенный транспортному средству ущерб.
Степень вреда, причиненного автомобилю, определяется совершенно другими экспертами. В исследовании может быть использовано заключение экспертизы обстоятельств. Прежде всего, независимая оценка необходима для составления перечня повреждений, полученных в ходе ДТП.
Специалисты, исходя из автотехнического исследования, могут определить, какие именно неисправности возникли вследствие происшествия. Кроме этого, задачей экспертного бюро является расчет стоимости поврежденных деталей и работ по восстановлению ТС по максимальным рыночным ценам.
Это исследование ни в коем случае не проводят в рамках такого процесса, как автотехническая экспертиза после ДТП. Оценка ущерба не входит в компетенцию специалистов по диагностике обстоятельств.
Сроки проведения экспертиз
Время, за которое должны быть закончено то или иное исследование при ДТП, законом не регламентировано. Однако компании, предоставляющие такие услуги, сами заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно провести экспертизу.
На практике автотехническая диагностика обстоятельств аварии проводится от 14 до 30 дней, в зависимости от загруженности специалиста. Оценку ущерба после ДТП некоторые экспертные бюро предлагают произвести за срок от 1 до 3 дней.
Стоимость услуг зависит от марки транспортного средства (легковое или большегрузное), а также от количества повреждений, которые выявила оценочная или автотехническая экспертиза.
Расчет ущерба при ДТП не должен проводиться в бюро, которые являются партнерами страховых компаний. Как правило, такие фирмы стремятся предоставить не соответствующее истине заключение, которое позволяет в несколько раз уменьшить страховую сумму для водителя.
businessman.ru
Автотехническая экспертиза по ДТП вопросы эксперту назначение
Когда произошла авария на дороге, некоторые детали можно выяснить с помощью специалиста. В этом случае на помощь может прийти автотехническая экспертиза.
Она проводится как на стадии расследования обстоятельств ДТП, так и в ходе судебных заседаний. При этом назначение автотехнической экспертизы при ДТП происходит как по инициативе самих участников инцидента, так и органов, ведущих его расследование.
В данной статье мы расскажем об общих моментах, которые нужно знать при проведении автотехнической экспертизы. И так.
В этой статье:
Проведение автотехнической экспертизы при ДТП
Ее целью является выяснение ряда обстоятельств, которые помогут прояснить всю картину ДТП. При этом существуют несколько направлений, по которым проводится данный тип исследований.
В первую очередь задачей эксперта является помощь в выяснении всех обстоятельств ДТП.
В частности, при содействии эксперта можно выяснить:
- С какой скоростью двигались машины.
- Протяженность тормозного пути.
- Расположение транспорта в момент столкновения.
Эксперт может также подтвердить соблюдение или игнорирование водителем правил дорожного движения.
Если причиной аварии являются неисправности в машине, то специалист поможет установить причины их возникновения. Это может быть важным доказательством при определении степени вины одного или обоих водителей.
Может статься так, что ДТП могут способствовать дорожные условия. Тогда автотехническая экспертиза призвана выяснить, насколько правильно были установлены дорожные знаки или нанесена разметка на трассе.
Назначение автотехнической экспертизы в суде
Как правило, специалист работает, что называется по горячим следам. Однако часто бывает так, что мнение специалиста необходимо уже тогда, когда дело слушается в суде. Тогда заинтересованная сторона должна заявить ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП.
Ниже нами приведен образец ходатайства о назначении автотехнической экспертизы. Стоит обратить внимание на то, что в нём следует очертить круг вопросов, которые планируются поставить эксперту, а также обстоятельства, на которые мнение специалиста поможет пролить свет.
Ведь известно, что судьи нечасто знают правила дорожного движения, особенно если они не автолюбители. Также необходимо упомянуть и на распределении между сторонами затрат по оплате стоимости экспертизы.
Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы можно как подать заблаговременно, так и заявить в судебном заседании. Всё будет зависеть от того, как повернётся ход рассмотрения дела.
В ходе рассмотрения дела суд может расширить круг вопросов, который будет поставлен на рассмотрение эксперта. Ведь свой вариант может предложить и противоположная сторона спора.
Если суд откажет в проведении экспертизы, то практика показывает, что такое определение обжалованию не подлежит.
Когда экспертиза возможна по собственной инициативе
Прежде всего, это дела, связанные с привлечением водителя к уголовной и административной ответственности или с возмещением ущерба, вызванного ДТП.
В этом случае на помощь может прийти независимая автотехническая экспертиза, которая станет надлежащим доказательством отсутствия у водителя вины. Её результаты приобщаются к делу и рассматриваются судьёй наравне с остальными материалами.
Поэтому перед, и в ходе проведения независимого исследования важно заручиться поддержкой от автоюриста. Он поможет сделать так, чтобы результаты экспертизы были объективными и приняты судом во внимание при вынесении решения.
Что может выяснить эксперт
Если автотехническую экспертизу назначает суд, то её результаты во многом зависят от того, насколько чётко сформулированы вопросы, которые должен прояснить специалист в ходе своих исследований.
Если назначается автотехническая экспертиза, вопросы могут быть следующими:
- Какова была скорость автомобиля до момента столкновения.
- В чём причина неисправностей в машине, которые привели к ДТП.
- Имел ли водитель возможность своими действиями предотвратить аварию.
- Правильно ли были применены участниками ДТП правила дорожного движения.
- Кто из автовладельцев имел преимущественное право на движение в спорной ситуации.
- Способствовали ли происшествию неправильное размещение знаков или дорожной разметки.
Конкретный перечень вопросов к экспертам поможет сформулировать автоюрист, который в случае необходимости оперативно изучит все материалы дела
Польза правового сопровождения
Когда предстоит судебный процесс связанный с установлением виновника ДТП или решения вопросов относительно его последствий, то услуги и помощь автоюриста во многих случаях является решающей.
Перед тем, как выйти с инициативой о назначении экспертизы, юрист ознакомится с материалами дела, проведёт общение со всеми участниками аварии (при возможности), а также осмотрит повреждённый автомобиль.
Ведь могут открыться детали, не выясненные ранее, и которые могут повлиять на ход рассмотрения дела.
После этого будет составлено обоснованное ходатайство о назначении экспертизы с указанием перечня вопросов и фактов, которые они помогут выяснить. Часто сопровождение юриста необходимо и при работе эксперта.
В этом случае автоюрист сможет предоставить дополнительные доказательства для исследований. В их число входят фотографии и материалы видеосъемки с места событий.
Если же у юриста возникнут сомнения в правильности заключения эксперта, то он рассмотрит возможность его оспорить или инициировать повторную экспертизу.
Как бы там ни было, во многих случаях результаты автотехнической экспертизы являются решающим доказательством в пользу истца или ответчика.
Поэтому перед тем, как инициировать работу эксперта, важно взвесить все за и против. В этом поможет консультационная поддержка юриста, которую можно получить у нас в офисе, по телефону или в режиме онлайн.
Автор статьи
Косых Татьяна
Адвокат. Реестровый номер № 50/8948 Адвокатской палаты Московской области.
Написано статей
avt-yurist.ru
Судебно-автотехническая экспертиза. — КиберПедия
Справочная литература, которая может быть использована адвокатом
Сборник «Криминалистика и судебная экспертиза».
№ 42 1991 г. | Некоторые вопросы автотехнической экспертизы по делам об автопроисшествиях. |
№ 40 1990 г. | Особенности повреждения автомобилей и находившихся в салоне пострадавших в зависимости от типа столкновения. (Вопросы комплексной медико-автотехнической экспертизы). |
№ 36. 1988 г. | Действия водителя как предмет исследования в судебно-автотехнической экспертизы. |
№ 31 1985 г. | Некоторые особенности решения вопроса о времени повреждения деталей транспортных средств. Экспертное установление обстоятельств, указывающих на возможность фальсификации повреждений деталей транспортных средств. |
№ 29 1984 г. | Определение скорости бокового ветра, вызывающего сдвиг транспортных средств на обледенелой дороге. |
№ 28 1984 г. | Подготовка следователем исходных данных для проведения судебной автотехнической экспертизы. Определение по следам на дороге соотношения скоростей автомобилей перед столкновением. |
№ 26 1983 г. | Значение исходных данных при производстве автотехнической экспертизы. |
№ 24 1982 г. | Технический аспект причинной связи по делам о ДТП, |
№ 5 1968 г. | Эксперименты при автотехническом исследовании. |
№ 18 1979 г. | Определение зон невидимости дорожных знаков при обгоне. |
При расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) важное значение имеют доказательства, полученные с помощью судебно-автотехнической экспертизы.
Предметом автотехнической экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства, дорожной обстановке на месте происшествия и действиях его участников, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствовавших их возникновению.
Объектами исследования эксперта-автотехника являются:
1. Автотранспорт, городской электротранспорт, трактора и другие самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали следы на них.
2. Место ДТП (дорога, поле, дворы и иные места, где осуществляется движение транспортных средств).
3. Материалы дела и вещественные доказательства, представленные в распоряжение эксперта.
Эксперт не имеет права самостоятельно собирать доказательства, необходимые для проведения судебно-автотехнической экспертизы.
Однако, эксперт вправе использовать в процессе проведения экспертного исследования необходимые ему данные, если последние уже содержаться в материалах уголовного дела. Если указанные в постановлении (определении) о назначении экспертизы параметры оказываются технически несостоятельными, эксперт должен сообщить об этом лицу, назначившему экспертизу. В то же время эксперт вправе самостоятельно использовать справочные сведения, технические параметры и коэффициенты, рекомендованные методиками, разработанными и апробированными экспертными учреждениями Министерства Юстиции, а также сведения, полученные в процессе проведения экспертных осмотров, исследований и экспериментов.
Согласно вышеуказанного Положения, главными задачами автотехнической экспертизы являются:
— установление неисправностей транспортного средства (ТС), которые угрожали безопасности движения. Причины возникновения указанных неисправностей и времени их возникновения (до ДТП либо в результате этого ДТП либо после ДТП) возможности выявления неисправностей обычно применяемыми методами контроля за техническим состоянием ТС, определения степени либо механизма влияния неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
— установления механизма ДТП и его элементов: скорости движения (при наличии следов торможения), тормозного и остановочного пути, траектории движения; расстояния, пройденного ТС за определенные промежутки времени и иных территориально-динамических характеристик ДТП;
— установления того, как должен был действовать водитель ТС в данной дорожной ситуации соответственно техническим требованиям Правил дорожного движения, и имелась ли у водителя с момента возникновения опасности техническая возможность предотвратить ДТП.
Момент возникновения опасности для движения, как правило, должен устанавливаться следствием (судом) и определяться Постановлением (Определением) о проведении экспертизы.
Если в Постановлении (Определении) момент возникновения опасности не указан, то эксперт, исходя из анализа дорожной обстановки, вправе определить его (момент) самостоятельно.
Если эксперт считает, что опасность для движения возникла не в тот момент. Который указан в постановлении (определении) о назначении экспертизы , то он может привести в своем экспертном заключении несогласие с позицией следователя (суда) и дать два варианта решения по постановленному вопросу.
Ориентировочный перечень вопросов, которые могут быть поставлены пред экспертом при проведении автотехнической экспертизы, приведен в указанном Положении.
Следователь не имеет права требовать от эксперта чтобы последний самостоятельно выбирал из дела исходные данные для проведения экспертизы.
Вместе с тем, следователь вправе поставить перед экспертом вопрос о технической обоснованности (состоятельности) тех либо иных данных, имеющихся в деле.
В случае назначения автотехнической экспертизы, защитник обязан проверить соответствие постановления (определения) о назначении экспертизы с вышеуказанным Положением…
При исследовании технического состояния транспортных средств на разрешение экспертизы могут быть поставлены:
I. Вопросы, связанные с исследованием технического состояния автомобиля:
— являлся и технически исправным рулевой механизм (тормозная система и т.п.) автомобиля;
— в связи с чем и когда возникла техническая неисправность автомобиля;
— можно ли зафиксированную при осмотре автомобиля непосредственно после ДТП неисправность тормозной системы обнаружить без разборки тормозного механизма?
— имелась ли у водителя техническая возможность к предотвращению ДТП при наличии неисправности в рулевом управлении автомобиля?
При исследовании этих вопросов можно установить не только наличие определенной неисправности, но и характер и причины её образования – эксплуатационный износ, усталостный излом, повреждение в результате происшествия и т.п.;
Следует отметить, что под исправностью автотранспортного средства. Его агрегатов и узлов понимается соответствие всех их параметров требованиям нормативно-технической документации. Вместе с тем не любая неисправность детали, узла или агрегата транспортного средства приводит к нарушению его основных функций. Имеющие неисправность детали, узлы и агрегаты могут функционировать в соответствии с их назначением. Кроме того, неисправность той или иной детали либо агрегата транспортного средства иногда не является непосредственной причиной ДТП.
При производстве судебно-автотехнических экспертиз наибольшее значение имеет определение технического состояния тормозной системы, эффективность её действия. Для определения тормозных качеств транспортных средств используют следующие показатели: тормозной путь (S Т M), установившееся замедление при торможении (J m/ с 2) и время запаздывания срабатывания тормозного привода ( t 3 с). Нормы эффективности рабочей тормозной системы для различных типов транспортных средств приведены в п. 31.4.1. Правил дорожного движения (ПДД). Для определения эффективности тормозной системы проводятся ходовые испытания и с помощью приборов определяются вышеуказанные величины. В экспертной практике для этой цели используются пистолет-отметчик (определение тормозного пути) и десселерограф BVS –1, который записывает на бумажной ленте начало и конец торможения, усилие нажатия на тормозную педаль как величину давления сжатого воздуха, величину замедления при торможении. Определение тормозных качеств без применения специальных приборов и стендов может привести к получению неправильных результатов.
Если техническое состояние транспортных средств не позволяет провести ходовые испытания, например автомобиль получил значительные повреждения при ДТП, то проводится поэлементное исследование. Однако в этом случае эксперт не может судить об эффективности действия тормозной системы (рулевого управления) и о соответствии требованиям ПДД, он может лишь высказывать суждение о наличии (отсутствии) внешних признаков неисправности.
Иногда причиной заносов может быть неравномерность тормозных сил по бортам транспортного средства. Допустимая степень неравномерности установлена ГОСТ 25478-82. В случаях заносов транспортных средств для определения фактической неравномерности тормозных сил следует проводить стендовые испытания.
В связи с необходимостью выяснения скорости движения, технической возможности водителей предотвратить наезд перед экспертом можно поставить две нижеприведённые группы вопросов:
П. Вопросы, связанные с определением скорости движения и остановочного пути.
— За какое время автомобиль «Нива», госномер без пассажиров преодолевает 40 м пути по дороге (сухой асфальт) не имеющей уклона?
— С какой скоростью, исходя из оставленного тормозного следа (длиной 23 м до передних колес автомобиля на сухом асфальте) двигался автомобиль УАЗ –469 без пассажиров и груза на горизонтальном участке дороги непосредственно перед ДТП?
— С какой скоростью двигался автомобиль непосредственно перед наездом на потерпевшего, если наезд произошел на 8-м метре тормозного пути, а после наезда автомобиль продвинулся еще на 4 метра до полной остановки – проезжая часть сухой асфальт, а автомобиль двигался под уклон (15 градусов).
Ш. Вопросы, касающиеся возможности водителей в предотвращении наезда и в восстановлении механизма происшествия.
— На каком расстоянии (удалении) от места наезда находился автомобиль, управляемый водителем К. в момент выхода пешехода, если последний до наезда прошел 10. 5 м со скоростью 5 км/час по проезжей части, двигаясь под углом 30 градусов от автомобиля, а скорость последнего составляла 45 км/час?
— Располагал ли водитель К. технической возможностью к предотвращению наезда при условиях, вытекающих из ответа на первый вопрос?
Перед автотехническим экспертом могут быть поставлены на решение две нижеприведённые группы вопросов:
IV. Вопросы, связанные с моментом обнаружения появления на проезжей части движущегося предмета (пешехода).
На каком расстоянии водитель К. должен был обнаружить появление потерпевшего на проезжей части, если потерпевший, имеющий рост 170 см, появился на проезжей части дороги из-за стоявшего вплотную правыми колесами к бордюру автомобиля УАЗ-469, обходя последний в 3 м от переднего бампера, а управляемый К. автомобиль двигался со скоростью 60 км/час по проезжей части своей правой частью на расстоянии 80 см от левой части автомобиля «УАЗ-469».
V. Вопросы, связанные с исследованием технических причин аварии.
— Чем объясняется занос автомобиля при его торможении на сухой дороге (с асфальтовым покрытием)?
— Могло ли явиться причиной потери управляемости автомобилем и выезда на встречную полосу движения попадание левого переднего, а затем и заднего левого колеса в выбоину дороги, описанной в протоколе осмотра места происшествия?
— Могло ли обусловить опрокидывание автомобиля на дороге погрузка на его платформу внегабаритного груза весом 4 тонны?
— В связи с чем произошло падение груза из кузова автомобиля?
(Для получения ответа на два последних вопроса возможно проведение комплексной общетехнической автотехнической экспертизы).
VI. Вопросы, связанные с месторасположением транспортных средств и потерпевших в момент ДТП (анализ механизма ДТП).
Судебно-автотехническая экспертиза, исследующая действия участников ДТП, проводится с целью установления, как должен был действовать водитель в сложившейся дорожной ситуации с точки зрения обеспечения безопасности движения; какие действия водителя по управлению транспортным средством могли предотвратить ДТП и какими требованиями правил дорожного движения они предусмотрены; имел ли водитель в момент, указанный органом, назначившим экспертизу, техническую возможность совершить действия, предусмотренные соответствующими пунктами ПДД, для предотвращения происшествия; имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортным средством и наступившими последствиями на основе технических данных и учёта объективных закономерностей.
При этом на разрешение экспертизы могут быть поставлены такие вопросы:
— Как должен был действовать в сложившейся дорожной обстановке водитель автомобиля ЗИЛ –130?
— Имел ли техническую возможность водитель А., располагая расстоянием 14 м, предотвратить наезд на стоящий трактор МТЗ-50, который занимал 1,5 м проезжей части?
— Соответствовала ли данным дорожным условиям и пределам видимости дороги (30 м ) избранная водителем Б. Скорость движения 70 км / ч?
— Имеется ли причинная связь между превышением скорости движения по дороге, существовавшей видимостью и наступившим наездом?
Эксперт-автотехник анализирует действия водителя с точки зрения соблюдения им технических норм и предписаний, обеспечивающих безопасность дорожного движения, указывает, как должен был действовать в данной дорожной ситуации водитель в соответствии с требованиями ПДД.
По одному из дел водителю было предъявлено обвинение в том, что он, не приняв мер к торможению, допустил ДТП.
Водитель же пояснял, что применение торможения в условиях гололёда непременно обусловило «складывание» автопоезда «ножницами», что могло привести к более тяжким последствиям.
(То есть действия водителя были обусловлены «крайней необходимостью»).
Перед экспертом был поставлен вопрос о технической состоятельности действий водителя в сложившейся дорожной ситуации.
Экспертом была подтверждена техническая правильность действий водителя автопоезда.
Но в любом случае, вопрос о том, правильно ли поступил водитель, действуя таким образом в конкретной дорожной обстановке, решает следователь (суд).
Определяя причинную связь между действием (бездействием) водителя и наступлением ДТП, эксперт вправе исследовать как технические закономерности между действиями водителя по управлению транспортным средством и наступившим ДТП, так и между техническим состоянием автотранспортных средств, организацией движения и ДТП. Во всех случаях эксперт не должен исследовать причинную связь между действиями и преступлением.
Автотехническая экспертиза помогает также решить задачу о наличии обстоятельств, сопутствующих или способствовавших совершению ДТП. Для этого эксперт-автотехник проводит исследование обстановки на месте ДТП с целью определения значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств (коэффициентов сцепления, сопротивления качению, замедления и т.д.), условий видимости и обзорности и иных обстоятельств.
На разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы:
— Какое было замедление автомобиля ГАЗ-24 на месте ДТП?
— Могло ли способствовать ДТП то обстоятельство, что при выезде на «главную дорогу» отсутствовал знак 2.4 «Уступите дорогу»?
— Способствовало ли наступлению ДТП то обстоятельство, что тормозная система автомобиля ГАЗ-53 срабатывала со второго нажатия на педаль?
В компетенцию эксперта-автотехника входит и определение технической возможности предотвратить ДТП не только по исходным данным, указанным органом, назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным данным. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении.
Например, при анализе механизма происшествия (определении скорости движения по следам торможения, определении взаимного расположения транспортных средств в различные моменты времени и т.д.) он получает данные, которые отличаются от указанных в постановлении (определении) о назначении экспертизы. В этом случае эксперт должен решить поставленные вопросы как по данным, указанным в постановлении (определении), если они технически состоятельны, так и по данным, установленным в процессе исследования механизма ДТП.
К компетенции эксперта-автотехника также относится анализ выполнения технических нормативов лицами, проверяющими техническое состояние транспортных средств перед выездом на линию, проводящими техническое обслуживание и ремонт. Например, эксперт может решить вопрос о том, выехал ли автомобиль с установленной неисправностью из гаража, а если да, то можно ли было её обнаружить при выпуске на линию.
Работа адвоката с заключением автотехнической экспертизы.
Оценка заключения судебно-автотехнической экспертизы включает анализ соблюдения процессуального порядка получения исходных данных, представленных эксперту, исследуемых деталей транспортных средств и иных вещественных доказательств, а также научной обоснованности и достоверности выводов эксперта.
Поскольку в процессе выполнения судебно-автотехнической экспертизы исходными данными для производства инженерных расчетов являются материалы дела, представленные органом, назначившим экспертизу (протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия, протоколы осмотра и проверки технического состояния транспортных средств и прилагаемые к ним схемы), то прежде всего необходимо проанализировать их достоверность и качество. Недостоверность исходных данных даже при использовании научно обоснованных методик исследования может быть причиной неправильных выводов эксперта.
При оценке исследований деталей, узлов и агрегатов транспортных средств и иных вещественных доказательств необходимо анализировать обстоятельства обнаружения, фиксации, изъятия и упаковки исследованных объектов; выяснять, были ли приняты соответствующие меры сохранности поврежденных при ДТП транспортных средств, не могла ли произойти их замена либо повреждение после происшествия.
При оценке этих заключений следует обращать особое внимание на то, какие приборы (стенды) были использованы для определения эффективности тормозной системы. Как уже отмечалось ранее, определение эффективности тормозной системы без специальных приборов может привести к неправильным выводам.
При поэлементном исследовании детали и отдельные узлы, по возможности, необходимо проверять на специальных стендах. Измерение деталей транспортных средств следует производить с помощью измерительных инструментов, и при оценке результатов исследования учитывать точность измерений.
Оценка заключений комплексных экспертиз (трассологических, судебно-автотехнических, медико-автотехнических и др.) наряду с указанными выше особенностями предполагает анализ соблюдения каждым экспертом пределов его личной компетенции.
Вводная и исследовательская части экспертного исследования.
Необходимо, в частности, проверить соответствие указанных частей исследования постановлению о назначении экспертизы:
— О применении экспертом тех же установочных (исходных) данных для проведения экспертизы, которые были указаны в постановлении следователем;
— Обоснованность применения экспертом в своих расчетах величин технических параметров, самостоятельно избранных экспертом;
— Правильность математических расчетов эксперта на предмет устранения счетных ошибок;
После проверки математических расчетов, адвокат переходит к оценке заключения эксперта.
Главное – установить является ли заключение предположительным либо категорическим.
Эксперт должен положить в основу своих выводов точно установленные данные (длина тормозного следа, длина проёденного пешеходом пути до места наезда на него и т.д.), а также исходные данные, представленные следователем.
Адвокат должен всегда учитывать, что обвинение по делам указанной категории, основанное на субъективном восприятии обстоятельств ДТП его очевидцами всегда предположительно и, следовательно, оспоримо.
Исследовательская часть заключения эксперта.
Оценка исследовательской части экспертного заключения наиболее важная часть всего экспертного исследования и представляет сложность для оценки её адвокатом, как правило, не обладающим специальными познаниями.
В связи с этим обстоятельством адвокату целесообразно работать над заключением экспертизы со специалистом автотехником и при этом, в случае необходимости оспаривания заключения, получить у «лицензированного» специалиста соответствующую письменную консультацию по оспариваемым вопросам экспертного исследования.
При необходимости, адвокат может ходатайствовать о допросе специалиста.
В исследовательской части заключения эксперт производит необходимые расчеты по принятым им параметрам, здесь же им даётся логическое изложение всего процесса исследования параметров.
В том случае, если при проведении исследования экспертом ряд имеющих значение для экспертизы данных принимались самостоятельно, то необходимо проверить соответствие этих данных наиболее благоприятным для подзащитного технически допустимым параметрам.
Например, эксперт принял скорость движения бегущего пешехода – 14, 4 км/ час и пришёл к выводу о наличии у водителя возможности избежать наезда, хотя запас расстояния очень невелик.
Указанная величина скорости соответствует низшему значению скорости движения физически здорового лица 25 лет.
Предельная же скорость передвижения такого лица по той же применяемой следователем таблице, составляет 18 км/ час.
Расчёт по максимально возможной, но вполне допустимой в данной случае скорости движения пешехода, может в рассматриваемом случае привести к противоположному выводу, то есть об отсутствии у водителя технической возможности предотвращения наезда.
С особой тщательностью адвокату надлежит проверять применяемое экспертами на основании соответствующих таблиц время реакции водителя.
Очень важно также проверять соответствие исследования эксперта и его выводов по этому исследованию.
В практике встречаются случаи, когда эксперт в исследовании приходит к условным выводам, а в заключительной части эти выводы носят уже категорический характер.
Так, например, в исследовательской части заключения эксперт путём расчетов определил, что водитель располагал возможностью избежать наезда на пешехода при принятой экспертом скорости движения пешехода.
Однако, здесь-же, то есть в исследовательской части, отмечалось, что если скорость движения пешехода была несколько больше, то избежать наезда на пешехода для водителя не представлялось возможным.
В выводах же эксперт без всяких оговорок и в категорической форме указывал на наличие технической возможности предотвратить наезд.
Исходя из личной практики одного из авторов настоящего методического пособия, в описательной части экспертного исследования могут содержаться данные, получение которых не было оговорено в постановлении о назначении автотехнической экспертизы.
Кроме того, согласно ст. 200 УПК Украины, эксперт в заключении вправе указать на установленные им в ходе исследования обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
Эксперт, не имея возможности указать эти данные в выводах, включает их в описательную часть своего исследования. Именно в описательной части экспертизы по делу Краснянского И.Д. содержались сведения о том, что в процессе буксировки возникают колебательные движения буксируемого автомобиля в результате чего он может, вопреки воле водителя, выехать на встречную полосу движения.
В описательной части экспертного исследования по делу о выезде автомобиля на встречную полосу движения и столкновении с рейсовым автобусом в районе ПГТ Любашевка, было указано на разрушение одной из деталей рулевого управления автомобиля, что дало возможность защите доказывать в процессе следствия, что выезд на встречную полосу движения произошел вследствие внезапно наступившей неисправности рулевого устройства автомобиля.
cyberpedia.su
Автотехническая экспертиза — как провести экспертизу автомобиля
Приветствую читателей сайта «Хитёр Бобёр»! С вами Мария Даровская.
Представьте себе такую ситуацию. На дороге произошла авария — столкнулись два автомобиля. Свидетелей нет, кроме самих участников происшествия. Как установить все обстоятельства, повлекшие за собой столкновение? Как выяснить, кто нарушил правила, а кто стал жертвой?Только одним способом — провести экспертное исследование.
Сегодня мы поговорим об автотехнической экспертизе и узнаем, как и с какой целью проводится эта процедура и кем назначается.
Читаем до конца — в финале вас ждёт обзор независимых экспертных компаний, в которых можно заказать профессиональную независимую экспертизу на выгодных условиях.
Давайте приступим.

1. Что такое автотехническая экспертиза и для чего она проводится?
Цель этого вида экспертизы — восстановить картину ДТП, все его обстоятельства, установить объективные причины.
Задачи экспертизы в основном диагностические — выясняют и систематизируют факторы, повлекшие ДТП, устанавливают техсостояние деталей авто, а также самой дороги, выявляют, могли ли участники аварии предотвратить её, сопоставляют, соответствовали ли действия участников правилам дорожного движения, оценивают качество проведенного ремонта или техобслуживания.
Автотехническая экспертиза — комплекс исследований всех аспектов ДТП.
Предмет экспертизы — информация об обстановке на дороге и техсостоянии автомобилей, о действиях участников.
Объекты экспертизы:
- сам автомобиль;
- место ДТП;
- протоколы допросов;
- процессуальные данные;
- иллюстрационные фото, видео, аудио, схемы.
Читайте также материал «Независимая автоэкспертиза».
Чтобы провести автотехническую экспертизу, нужно обращение граждан или организаций, постановление нотариуса, определение суда или правоохранительных органов.
Учтите, что если обстоятельства аварии уточняют в судебном порядке, то автотехническая экспертиза обязательна.
2. Классификация автотехнических экспертиз — ТОП-5 основных видов
Всего есть пять основных видов автотехнических экспертиз, о некоторых мы уже писали отдельные статьи.
В следующих подразделах мы коротко рассмотрим эти основные виды и их отличия друг от друга.
Вид 1. Экспертиза обстоятельств ДТП
Этот вид экспертизы определяет скорость передвижения транспортного средства в момент происшествия и перед этим, рассчитывает на каком режиме скорости допустимо было передвигаться на этом участке пути.
Экспертиза обстоятельств также определяет тормозной путь и возможности предотвратить ДТП.
Эту автотехническую экспертизу применяют, чтобы установить вину или невиновность водителя в суде. Смотрите также «Независимая экспертиза после ДТП».
Вид 2. Экспертиза технического состояния транспортного средства
Экспертиза технического состояния нужна, чтобы определить есть ли в транспортном средстве (далее ТС) неисправности, из-за чего они возникли, как можно их устранить.
Эксперту нужно также ответить на вопрос, как именно возникли эти неисправности: в ходе ремонта, еще на стадии изготовлении автомобиля на заводе, в ходе эксплуатации.
Этот вид экспертизы актуален, когда существует мнение, что неисправность авто и стала причиной аварии.
Пример
Водитель Анатолий купил поддержанную машину марки БМВ. Спустя два месяца после покупки он двигался по трассе из города Самара. У него разорвало шину и авто выбросило на встречку. БМВ врезалось в другое авто на скорости 140 км/ч.
В результате, водитель автомобиля, в который врезалось БМВ погиб на месте. Ведь удар был нанесен со скоростью более 200 км/ч. Скорость удара выше скорости авто из-за того, что скорости автомобилей при такой аварии суммируются.
Именно экспертиза показала, что причиной аварии стал внезапный разрыв шины.

Диагностику авто проводят с помощью инструментальных методов, все обнаруженные неисправности фиксируют в протоколе.
Смотрите также материал «Оценка ущерба».
Вид 3. Трасологическая экспертиза
Этот вид автотехнической экспертизы устанавливает, как именно транспортные средства располагались относительно друг друга при столкновении.
Устанавливает экспертиза и траекторию их движения перед столкновением и после него, а также отвечает на вопрос, какой именно частью автомобиля (или другого средства передвижения) повреждено другое ТС.
Для определения этой информации исследуют следы, найденные на месте ДТП и на пострадавших автомобилях.
Более подробно — в статье «Трасологическая экспертиза».
Вид 4. Экспертиза дорожных условий
Этот вид экспертизы довольно редко встречается. С её помощью исследуют дорожные знаки, разметки, конструкции.
Исследуют их на наличие недостатков в организации дорожного движения.
Таблица факторов видимости на дороге:
Вид 5. Автотовароведческая экспертиза
Под этим видом экспертной оценки подразумевается оценка ущерба, нанесенного авто. Это нужно, чтобы возместить ущерб или же продать автомобиль после аварии.
Автотовароведческая экспертиза определяет рыночную цену, стоимость восстановления и годных остатков, а также то, насколько уменьшилась товарная стоимость авто.
Подробнее с этим видом экспертизы можно ознакомиться в статье «Оценка автомобиля».
3. Как провести автотехническую экспертизу — 7 простых шагов
Существует определенный порядок проведения независимой автотехнической экспертизы. Сейчас мы разберем эту процедуру подробно — по шагам.
Но первое, что нужно запомнить — до окончания экспертных исследований автомобиль нельзя подвергать никаким ремонтным работам.
Общий порядок проведения независимых экспертиз описан в соответствующей статье на нашем сайте.
Шаг 1. Выбираем экспертную компанию
Это первое, что нужно сделать. Главный критерий — экспертная компания должна быть зарегистрирована, состоять в СРО (саморегулируемой организации оценщиков).
Стоит уделить внимание репутации компании, отзывам о ней.
Услуга экспертизы автомобиля довольно распространена. Поэтому не поленитесь опросить знакомых автолюбителей на предмет того, обращались ли они за автоэкспертизой, если да, то в какую компанию, и какое впечатление от услуг у них осталось.
Шаг 2. Заключаем договор и оплачиваем услугу
Внимательно изучите договор перед тем, как его подписать. Уделите время и сделайте это вдумчиво, останавливаясь на каждом непонятном пункте. Задавайте вопросы. Если нужно — покажите договор юристу.
Заранее оговорите вопрос оплаты — какую сумму она составит, когда вы должны ее внести, может ли стоимость вырасти.
Проведите оплату в оговоренный договором срок, не стоит нарушать условия — за несвоевременную оплату услуг возможны санкции, прописанные в договоре. Сохраняйте документы об оплате.
Шаг 3. Согласовываем время и место проведения экспертизы
Заранее обсудите с экспертом, где лучше и эффективнее провести экспертизу. В зависимости от вида это может быть как место происшествия, так и гараж или СТО.
Учтите, что техническую проверку автомобиля удобнее проводить на СТО — там для этого есть необходимые условия и оборудование.
Шаг 4. Оповещаем всех участников о проведении экспертизы
Обязательно оповестите заранее (не менее, чем за трое суток) заинтересованные лица о дате и месте проведения экспертизы (страховую компанию, других участников ДТП). Сделать это нужно заказным письмом с уведомлением о доставке.
Обязательно сохраните документы об отправке письма. Если приглашенные лица не явятся на экспертизу, вы сможете подтвердить, что известили их.
Если заинтересованные стороны на экспертизу не придут, но вы их заранее известили об этом и можете это доказать, то этот факт никак не повлияет на законность и достоверность результатов исследований.
Читайте также материал «Судебная экспертиза», если хотите ознакомиться с темой подробнее.
Шаг 5. Подготавливаем машину к осмотру
Обязательно вымойте машину, чтобы имеющиеся дефекты и повреждения было легче обнаружить.
Проследите, чтобы эксперт смог свободно осмотреть все необходимые участки автомобиля, не создавайте ему препятствий лишними предметами. Багажник должен быть пуст, чтобы облегчить доступ к автомобилю.
Шаг 6. Предоставляем необходимые документы и ожидаем проведения экспертизы
В день экспертизы нужно предоставить документы на автомобиль, бумаги о ДТП.
Документы должны быть на месте в оговоренное время.
Не мешайте эксперту осматривать автомобиль, спокойно ждите конца осмотра, а потом уже задавайте вопросы.
Шаг 7. Получаем отчет
Компания предоставит отчет с результатами исследований после проведения всех исследований. Изучите документ перед тем, как подписывать. Подписывайте его, только если у вас нет нареканий и замечаний.
На каждой из стадий проведения автотехнической экспертизы незаменима будет помощь квалифицированного юриста.
Найти юриста соответствующего профиля и задать вопросы как на бесплатной, так и на платной основе можно на сайте Правовед.ру. Через сайт оказывают услуги более 17 тысяч опытных юристов различных специализаций. А коллегиальное мнение помогает избежать ошибок.
4. Где заказать автотехническую экспертизу — обзор ТОП-5 экспертных компаний
На рынке существует множество компаний, которые оказывают услуги автотехнической экспертизы.
Но мы отобрали 5 наиболее надежных, чтобы представить их вам.
1) Центр оценки авто
Центр оценки оценивает не только сами авто, но также нанесенные им повреждения и полученный ущерб. Опыт в сфере урегулирования вопросов со страховыми службами дает возможность компании оперативно и качественно оказывать свои услуги.В партнерах компании страховые отсутствуют, что свидетельствует о ее объективности и независимости. На сайте есть услуга самостоятельного расчета ущерба онлайн и каталог цен на услуги фирмы.
2) Honest
Компания «Honest» оказывает услуги в Москве и СПБ, а также в областях этих городов. Фирма занимается как судебными экспертизами авто, так и экспертизами на досудебной стадии. Специализируется на отстаивании интересов автовладельцев перед страховыми компаниями.У компании нет договоренностей со страховыми службами, что говорит о ее не номинальной, а реальной независимости. В Москве «Honest» работает уже более десяти лет. За все время своего существования, экспертная компания провела более 30 тысяч экспертиз. Ежемесячно фирма предоставляет в суды 300 экспертных отчетов.
3) МЭН
ООО «Московская экспертиза независимая» существует на рынке с 2010 года и оказывает услуги оценки транспорта, бизнеса, оборудования, недвижимости, ценных бумаг, авторского права, ущерба. При выполнении своей работы, «МЭН» гарантирует объективность, конфиденциальность, индивидуальный подход, низкие цены. На сайте компании можно ознакомиться с ценами на услуги «МЭН».4) ЦИЭС
ЦИЭС работает уже более 14 лет в сфере стандартизаций, сертификаций и экспертиз. За эти долгие годы компания выполнила больше 15 тысяч экспертиз, а ее работники активно занимались научной деятельностью, писали научно-исследовательские работы, активно публиковались.Свои региональные центры институт имеют в Новороссийске, Казани, СПБ, Красноярске, Вологде, Калуге, Благовещенске, Уфе.
5) Релианс
Все сотрудники компании «Релианс» получали профильное образование в МАМИ, МГТУ и МАФИ. Длительный опыт экспертной и оценочной работы делает их еще более компетентными в этой сфере деятельности.«Релианс» пользуется лучшим и исключительно лицензионным программным обеспечением для корректности и объективности получаемых результатов. Оценщики «Релианс» числятся в реестре Минюста, входят во всероссийские организации оценщиков.
5. Как подготовить автомобиль к проведению автотехнической экспертизы — 4 простых совета
Допустим, вы уже нашли экспертную компанию, составили договор, получили консультацию юриста и подготовили бумаги, а также известили заинтересованные стороны.
Но на этом подготовка не заканчивается. Теперь нужно подготовить к экспертизе ваш автомобиль. Как это сделать, мы расскажем далее.
Совет 1. Тщательно вымойте автомобиль
Чтобы облегчить обзор дефектов и повреждений автомобиля, его нужно старательно вымыть. Это обязательное условие, которое нужно выполнить перед тем, как предоставить авто для экспертизы.
Что касается ремонта, то его как раз выполнять не стоит ни в коем случае.
Совет 2. Упростите доступ к подкапотному пространству
Уберите все лишнее из-под капота. Эксперту нужно будет заглянуть туда и осмотреть содержимое. Без этого экспертиза техсостояния просто невозможна.
Убрав ненужное, вы упростите доступ к пространству под капотом и ускорите процедуру экспертизы.
Совет 3. Заранее подготовьте документы на авто
Подготовить документы на автомобиль нужно заранее. Найдите и предоставьте в день экспертизы документы о владении авто, техпаспорт, документы о ДТП и другие бумаги.
Эксперт заранее озвучит вам перечень того, что нужно.
Совет 4. Освободите багажник от всех вещей
Багажник нужно непременно освободить от лежащих там вещей. Ведь эта часть машины тоже страдает при аварии. У эксперта не должен быть ограничен доступ к багажнику, а предметы внутри не должны скрывать дефекты.
Выполнение этих простых правил улучшит уровень экспертизы, поможет выполнить ее качественнее и быстрее.
Как правильно провести независимую экспертизу после ДТП смотрите в видеоролике.
6. Заключение
Друзья, давайте подведём итоги.
Сегодня мы узнали:
- какие виды автотехнической экспертизы существуют;
- как подготовиться к автотехнической экспертизе;
- как подготовить авто к исследованию технического состояния.
Желаем вам ни гвоздя, ни жезла. Соблюдайте ПДД — выигранные несколько минут не стоят человеческой жизни. До новых встреч. Оставляйте комментарии, оценивайте статью!
hiterbober.ru
Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

Численность автомобилей на наших дорогах увеличивается в геометрической прогрессии. И вместе с ними растёт численность дорожных аварий. Среди всех происшествий, которые связаны с дорожным движением, самым сложным является разбирательство при наезде на пешехода. Далеко не всегда виновником выступает водитель автомобиля, и потому для установления истины в обязательном порядке назначается автотехническая экспертиза при наезде на пешехода.
Разберем основные моменты, которыми сопровождается этот процесс.
В каких случаях назначается автотехническая экспертиза при наезде на пешехода?
Количество дорожных происшествий с каждым днем только увеличивается. И, зачастую, в половине случаев установить истинного виновника аварийной ситуации крайне сложно, особенно в тех ситуациях, когда обе стороны конфликта настаивают на своей невиновности и готовы на длительные препирательства.
По статистике, около половины всех дорожных аварий связаны с наездом на пешехода. Как правило, в такой ситуации зачастую обвиняют водителей, хотя на деле немалая часть аварий происходит из-за пешеходов, которые игнорируют установленные правила поведения на дороге.
Для того, чтобы определить настоящего виновника аварии назначают автотехническую экспертизу при расследовании наезда на пешехода. В ней заинтересованы обе стороны процесса, особенно, если по первичным признакам не удалось определить виноватого. Стоит заметить, что несмотря на устоявшееся мнение, что в наезде всегда виноват водитель, на деле это абсолютно не так.
Довольно часто встречаются аварийные ситуации, которые происходят по прямой вине пешеходов. Это нарушение правил дорожного движения и целенаправленное игнорирование установленных нормативов.
Основной задачей автотехнической экспертизы считают определение обстоятельств аварийной ситуации и виновников происшествия. Поэтому, зачастую в случае наезда на пешехода, экспертиза будет проведена в обязательном порядке, особенно если установить самостоятельно виновника не получается, или же между сторонами существуют разногласия относительно обстоятельств ДТП.
Что делать перед назначением автотехнической экспертизы при наезде на пешехода?
К сожалению, далеко не каждый эксперт обладает достаточным опытом и умениями, чтобы беспристрастно оценивать ситуацию. Поэтому перед назначением экспертизы не стоит слишком полагаться на умения постороннего человека.
Важно! Чтобы автотехническая экспертиза наездов на пешеходов дала максимальный эффект и ответила на все поставленные вопросы, специалистам, которые будут проводить дознание, должны быть предоставлены максимально четкие исходные данные.
Перед тем, как автотехническая экспертиза будет назначена и специалисты начнут проводить сопутствующие мероприятия, ото всех сторон дорожной аварии должна исходить максимальная самоотдача и внимание к мелким деталям. В частности, эксперты рекомендуют перед проведением экспертизы выполнить следующий комплекс действия:
- Предварительно необходимо ознакомиться со всеми материалами дела. Чтобы получить на руки все сведения, которые касаются аварии, необходимо подать соответствующее ходатайство. Однако стоит помнить, что запрос должен быть составлен юридически грамотно и с выполнением всех условий отечественной законодательной базы. Только в таком случае не последует отказ от следователя или судьи.
- Настаивайте на дополнительном допросе всех сторон конфликта и случайных очевидцев. Как правило, первоначальные показания участников ДТП не отличаются большой информативностью ввиду стрессового состояния. Поэтому дополнительные допрос может помочь определить новые обстоятельства и данные, которые помогут установить истину.
- Если необходимы дополнительные данные о месте аварии, не стесняйтесь настаивать на проведении повторных осмотров с обязательным составлением новых схем ДТП.
- Если исходную информацию для экспертизы невозможно получить, или же она имеет существенные ограничения, то в таком случае необходимо инициировать следственный эксперимент, который поможет установить новые обстоятельства дела.
- Перед тем, как экспертиза будет назначена, убедитесь в том, что в документации отображены все исходные данные. Параллельно необходимо удостоверится в том, что в документации отсутствуют ошибки и неточности. Если ошибочные данные были обнаружены, то требуйте устранить их из материалов дела с обязательным занесением изменений в бланк протокола назначения экспертизы.
На предстартовом этапе экспертизы обойтись без помощи опытного автоюриста практически невозможно. Наша законодательная база имеет массу особенностей и разобраться с ними может только квалифицированный специалист. Поэтому не стоит пытаться установить истину самостоятельно, лучше сразу же привлечь к процессу квалифицированного адвоката, который поможет защитить права и интересы клиента.
Как проводится автотехническая экспертиза наездов на пешеходов
При назначении автотехнической экспертизы ДТП будет тщательно и внимательно изучено, в частности будут рассмотрены все обстоятельства дела и причины, которые привели к опасности на дороге.
Правом на проведение комплекса работ, связанного с анализом аварийной ситуации, обладают экспертные комиссии и отдельные специалисты, которые имеют документальное подтверждение из Минюста. Поэтому, чтобы избежать недобросовестных исполнителей, перед стартом экспертизы необходимо убедится в том, что специалист имеет официальное разрешение на проведение работ по определению обстоятельств ДТП и имеет на руках персональный идентификатор.
Важно! Экспертиза не может быть проведена частными лицами, которые не обладают достаточными познаниями и опытом, а также всеми структурами, которые определяются по закону как заинтересованные лица (например, сервисный центр, в котором обслуживается автомобиль).
Что касается временных рамок, то законодательство не устанавливает никаких ограничений. Тем не менее, все экспертные компании заинтересованы в том, чтобы исследование было проведено в кратчайшие сроки. По статистике, экспертиза проводится в течении 14-30 дней в зависимости от эксперта и его загруженности. При этом можно встретить ситуации, когда комплексный анализ обстоятельств ДТП проводится за несколько дней.
Для того, чтобы экспертиза была успешной, специалистам должны быть предоставлены исходные данные. Среди них можно выделить:
- сведения о транспортном средстве, в частности марка машины, наличие пассажиров и первоначальное состояние авто;
- данные о месте аварии, в частности сведения о наличии тормозного пути и скорости автомобиля;
- характер наезда на пешехода с изучением видимости и угла обзора;
- действия водителя и пешехода на момент совершения наезда;
- наличие транспортной инфраструктуры в зоне аварийной ситуации (светофоры, дорожные знаки и разметка, наличие пешеходных переходов и т.д.).
Кроме вышеуказанных данных, экспертам могут понадобиться дополнительные сведения, которые заранее будут обсуждены с участниками аварии.
Кто оплачивает автотехническую экспертизу наездов на пешеходов
Автотехническая экспертиза является платной услугой, за которую придется выложить определенную денежную сумму. Что касается стоимости этого процесса, то она зависит от экспертов и его расценок.
Отдельные проблемы могут возникать при определении того, кто обязан будет оплатить экспертизу. Если комплекс исследовательских действий назначается судом, то в таком случае оплата будет происходить после того, как определится виновник аварии, на которого и будут возложены материальные обязательства.
Если же экспертиза проводится по настоянию одной из сторон аварийной ситуации, то оплачивать комплекс работ будет тот человек, который инициировал процесс. При этом стоит заметить, что если заказчик экспертизы в итоге будет признан невиновным в сложившейся ситуации, то он имеет право потребовать материальную компенсацию с виновника наезда.
Заключение по автотехнической экспертизе наездов на пешеходов
Главным итогом проведения комплексной экспертизы обстоятельств аварийной ситуации будет официальное заключение, которое выдается экспертом, который и проводил комплекс мероприятий.
Заключение оформляется в письменном виде и в нескольких экземплярах. По условиям действующих нормативов, все стороны процесса должны быть ознакомлены с результатами проведения официальной экспертной оценки. Поэтому количество экземпляров будет напрямую зависеть от численности пострадавших при наезде.
В заключении должны быть ответы на все вопросы, которые возникли перед проведением экспертизы. К ним можно отнести:
- установление расположения машины на момент аварийной ситуации;
- определение точного времени наезда и скорости авто;
- мог ли водитель избежать наезда, и какие меры были им предприняты для снижения опасности;
- соблюдал ли пешеход правила движения в зоне активного дорожного движения. В частности, переходил ли дорогу по пешеходному переходу на зеленый свет и т.д.
После того, как результаты экспертной оценки получены, с ними необходимо обратится в суд. При этом стоит заметить, что судебные исполнители должны принять результат экспертизы к изучению. Если по какой-то причине этого не произошло, то суд должен предоставить официальную мотивацию своего решения.
Важно! Заключение экспертной комиссии потребуется для предоставления страховщикам. Именно на основании данных экспертизы будет определен ущерб и размер страховых выплат.
Видео — автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода
Учитывая развитие информационных технологий, проведение экспертизы может быть упрощено при наличии фото и видео фиксаторов. В частности, речь идет о видеорегистраторах, которые записывают процесс дорожного движения.
Абсолютное большинство автомобилистов успешно оборудуют свои транспортные средства видео фиксаторами, которые записывают на цифровые носители все условия поездки. Учитывая этот факт, зачастую для проведения экспертной оценки при наезде машины на пешехода достаточно данных камер наблюдения.
При этом, изучив запись регистратора, эксперт должен все равно в письменной форме дать официальное заключение. Если же запись регистратора не может дать ответ на обстоятельства ДТП (регистратор выключен или отсутствует вообще), то в таком случае имеется вероятность использования данные видеонаблюдения с дорожных камер. Однако тут также возможны сложности, поскольку на наших дорогах имеется значительно количество «слепых зон», где фиксация движения отсутствует вообще.
Если имеется видеозапись обстоятельств аварийной ситуации, то это существенно упрощает дело, поскольку имеются неоспоримые доказательства вины той или иной стороны конфликта. И оспорить или опротестовать данные с цифровых носителей практически невозможно.
1avtourist.ru
ТОП-10 вопросов о том, что такое автотехническая экспертиза
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
1. Судебная автотехническая экспертиза после ДТП — что это такое?
Судебная автотехническая экспертиза (САТЭ) — род судебной инженерно-транспортной Экспертизы. Ее суть в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП, его обстоятельств, а также технического состояния автомобиля и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий.
Экспертизу производят компетентные специалисты и экспертные организации по документам.
2. Виды судебной автотехнической экспертизы
- автотехническая судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
- автотехническая экспертиза технического состояния ТС;
- судебная автотехническая экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий;
- инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.
3. Вопросы, на которые отвечает эксперт при судебной независимой экспертизы после ДТП
- Как быстро перемещался автомобиль в момент столкновения?
- Вычисление тормозного и полного остановочного пути транспортного средства в заданных условиях?
- Как быстро транспортное средство проехало заданный отрезок пути?
- Была ли возможность затормозить при заданных условиях: скорости движения, состоянии проезжей части, расстояния до препятствия?
- Обнаружение места столковения либо наезда на пешехода/препятствие?
- Почему произошел занос и опрокинулся автомобиль?
- Мог ли водитель предотвратить ДТП, были ли у него для этого технические возможности?
4. Какие вопросы ставят перед экспертом при назначении судебной экспертизы технического состояния транспортного средства?
- Характеристика технического состояния транспортного средства/механизмов/агрегатов?
- Соответствует ли техническое состояние транспортного средства требованиям «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»?
- Есть ли у автомобиля технические недостатки? Если да, то какие именно?
- Почему обнаруженные технические недостатки появились?
- Когда возникла техническая неисправность: момент выпуска с производства либо в период эксплуатации?
- Найденный недостаток является существенным?
- Найденный недостаток относится к гарантийному случаю?
5. Какие вопросы ставят экспертам при проведении судебной экспертизы дорожных условий?
- Могло ли стать причиной ДТП отсутствие дорожных знаков и их неправильное расположение?
- Соответствует ли установка дорожных знаков на данном участке дороги ГОСТ 52289-2004?
- Соответствует ли дорожная разметка на данном участке дороги ГОСТ Р 51256-99?
- Соответствуют ли расположенные на данном участке дороги искусственные неровности ГОСТ Р 52605-2006?
- Была ли у водителя объективная возможность предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или путем объезда?
6. Автотехническая экспертиза при ДТП — когда в ней возникает необходимость
Вам понадобится САТЭ, если:
- Вы попали в ДТП и намерены получить страховую выплату.
- По вашему мнению страховая компания занизила сумму компенсационной выплаты, которой вам не хватит на ремонт транспортного средства.
- Если вы намерены обратиться в РСА, поскольку страховая компания виновника ДТП обанкротилась или у нее отозвали лицензию.
- Если вы виновник ДТП и считаете сумму компенсации завышенной, поэтому хотите определить реальный ущерб.
- Вы планируете подать иск в суд, так как у виновника ДТП нет полиса ОСАГО.
- Вам необходимо определить ущерба, нанесенный третьими лицами, чтобы обратиться в полицию и подать иск в суд.
7. Что изучает автотехническая экспертиза?
Объектом САТЭ являются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.
8. Судебная экспертиза по ДТП — какие нужны документы
- ваш паспорт;
- протокол осмотра места ДТП или справка об аварии;
- документы на автомобиль (ПТС, СТС), который подлежит автотехнической экспертизе;
- акт осмотра машины страховой компанией, если он у вас на руках.
9. Сроки оценки ущерба после ДТП
Закон не регулирует срок проведения судебной автотехнической экспертизы. Он зависит от загруженности экспертов, сложности дела, наличия материалов, например, протоколов осмотра, показаний свидетелей.
В среднем экспертиза занимает: от 14 дней до двух месяцев.
10. Кто платит за автотехническую экспертизу?
Статья 88 ГПК РФ предусматривает внесение оплаты стороной, заявившей ходатайство о проведении автотехнической экспертизы. Если ходатайство заявили сразу обе стороны процесса, то сумму делят поровну.
Дата редакции: 15.04.2015
ceur.ru